Проектная деятельность ДОУ
НАШИ ПРОЕКТЫ
В 2023-2024 году в нашем детском саду были реализованы 6 институциональных проектов по различным направлениям развития дошкольников всех возрастных групп.
В нашем детском саду проектная деятельность превращает образовательную систему из обособленной в отрытую для активного участия в ней родителей воспитанников и педагогов, что в очередной раз подчеркивает значимость темы проектной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занял свое достойное место в системе дошкольного образования.
Виды проектов.
Выделяются несколько этапов:
1. Выбор цели проекта.
Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
2. Разработка проекта.
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
4. Подведение итогов
Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
По видам проекты подразделяются на следующие:
- Творческие (после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника);
- Исследовательские (lети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок);
- Игровые (это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи)
- Информационные (Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности.
Задачи развития детей в проектной деятельности
В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.
А. А. Леонтьев
Функциональная грамотность связана с готовностью:
▪ добывать знания
▪ применять знания и умения
▪ оценивать знания и умения
▪ осуществлять саморазвитие.
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
- возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию;
- умением прогнозировать своё будущее.